Сотни Логотип РИА "Копилка"

Вернуться назадНа главную страницу

 

 
 

Откроем школы дверь…

Сын пришел из школы, рассказывает, что все учителя встревожены и обеспокоены. В школе суета и переполох. Приехала очередная проверка, очень - очень серьезная…

Мы все с теплотой вспоминаем свои детские и юношеские годы. И уже став взрослыми, так или иначе все равно в курсе школьных проблем. То знакомых учителей встретишь, то сын подрос и уже школьник, то друзья стали педагогами и в разговорах часто рассказывают о своей работе.

Вот и хочется мне, проанализировав все увиденное и услышанное, поделиться с читателями своим мнением, тем более, что, на мой взгляд, проблема образования в нашей стране самая запущенная.

Что прежде всего бросается в глаза -- почти полное отсутствие в наших школах молодых учителей. По словам моих знакомых педагогов, средний возраст учительства по городу приближается к 50 годам. В школах остались самые стойкие, увлеченные, влюбленные в свою профессию и… кому уже некуда идти. Огромная благодарность нашим учителям за их сегодняшний героический (в нынешних условиях это именно так) труд, за любовь к детям и к соей профессии. Ну а что же общество, что власти?

Мизерные зарплаты, даже с учетом последнего повышения, бесконечные нервотрепки все возможных проверяющих, полное отсутствие финансирования школ. Плюс к этому постоянные задержки зарплаты, выдачи их не в полном объеме.

Учителя вынуждены подавать бесконечные иски в суд, там уже накопились горы дел, но и это мало помогает. Суды решения выносят, а денег нет. Я знаю учителей, которые после того, как состоялся суд, уже более года так ничего и не могут получить. И снова пишут заявления, иски, надеясь, что может все - таки есть справедливость…

Вникнув в школьную жизнь, сегодня можно констатировать лишь одно -- в смысле требований к учителям все осталось по -- прежнему, на уровне советских 80 -- х годов. Те же отчетности , те же проверки, тот же ворох бумаг, который временами лишь увеличивается. Зато платят теперь по -- новому, по -- рыночному, мизер, все равно ведь на работу выходят, куда они денутся.

Школьная реформа лишь продекларирована, а что это такое -- толком никто не может сказать. В умах киевских чиновников от просвещения -- броуновское движение. Учителя приводят такие факты: по некоторым предметам программы были получены только к новому году, то есть первый семестр детей учили как придется; критерии оценок тех же диктантов в прошлом году менялись четыре раза (причем, все это в течении учебного года), новые учебники несовершенны. А стоимость учебников? Детективу цена 5 гривен, такого же объема учебник -- 15. Где логика? Разве такое когда -- нибудь было? Чиновники сами бросились заниматься издательской деятельностью -- не отсюда ли такие цены и обилие всевозможных рекомендуемых учебников и пособий? Чиновников от просвещения много. Заниматься им чем -- то надо. Но а так как чего -- нибудь вразумительного в смысле реформы сказать они не могут, остается только одно -- проверять и контролировать. Причем, что именно, они подчас и сами не могут толком сказать. Одна моя знакомая учительница, долгие годы преподававшая в Сибири, в небольшом поселке, печально улыбаясь, рассказывала об этих проверках, в том числе и о последней, министерства образования Крыма, и говорила, что ей часто приходят на память одно их местное словечко, сибирское, точное -- «погоняйло». Там так называют пастухов. Она и отмечает, что слово это очень точно подходит к нашей чиновничьей системе. Это все, что они могут.

А вот что говорят цифры. В Крыму на конец прошлого года в школах не хватало более 600 учителей. Некоторые предметы не преподаются полностью. В селах кое-где вместо учителей уроки ведут старшеклассники. Школы недополучили 300 млн. учебников. И как последствия -- в Украине 20000 несовершеннолетних осуждено, 20000 в бегах, детские приюты, открывающиеся в городах, переполнены. С удивлением думаю, но почему такое отношение к учительству? Ведь на наших же глазах разваливается система образования. Когда-то лучшая в мире. В угоду кому? Зачем?

Наши учителя сегодня -- измотанные, уставшие, их преследуют многочисленные болезни, а здоровье поправито и негде, и не зачто. Система выжмет последние силы из оставшихся -- а что потом? В педагогические ищут что-нибудь поспокойнее и поденежнее.

Понятно, что на время работы нынешних чиновников остающихся в школах учителей еще хватит. А дальше? Хоть трава не расти ?..

И мучаешься вопросом -- почему так? Ведь вся сегодняшняя власть училась когда-то в школе. Должно же в них остаться что-то доброе и теплое к своим учителям! Откуда тогда это пренебрежение учительскими нуждами, эта унизительная, нищенская оплата их труда, это равнодушное отношение к школе в целом?

И приходишь к печально выводу -- они двоечники ли прорвались к власти и сводят теперь счеты с учительством? Поэтому может быть стоит на встречах с нынешними кандидатами в депутаты всех уровней первым вопросом задавать им такое -- а как вы учились в школе?

Мне кажется, проблемы образования стоят сейчас у крайней черты. Если в ближайшее время не будут приняты кардинальные меры, говорить о какой-либо системе в этой области нашей жизни станет не возможно. А значит будут потеряны все духовные ценности. Также как и люди, готовые и умеющие нести эти ценности нашим детям и внукам.

 

Станислав Скульский

 
     
 
 
По всем вопросам обращайтесь - kopilka@ukr.net
Дизайн сайта - РИА "Копилка"
Copyright © 2001 РИА "Копилка"
Hosted by uCoz