|
16 мая в 9.45 согласно плана взаимодействия между Россией и Украиной
керченская бригада морских пограничников получила информацию о том,
что российское патрульное судно "Парус", находящееся на охране
границы на участке Анапской банки, подняло на борт в результате
траления 29 сетей общей длиной 1 тыс. 800 м. Основная же часть
камбальных сетей уходит в сторону украинской водной экономической
зоны.
-- Поскольку выяснилось, что сети эти турецкого производства, то нами
было принято решение послать на контрольное траление судно
спецназначения "Аметист" -- бывшую турецкую шхуну, конфискованную в
Севастополе и переданную постановлением Кабмина Украины в состав
погранвойск, -- говорит начальник штаба керченской бригады морской
пограничной охраны капитан 2-го ранга Андрей Мышастый. -- Выйдя в
назначенный район в 15.30 замаскированная шхуна с рыбинспекторами и
вооруженной смотровой группой на случай непредвиденной встречи с
иностранными браконьерами в 20.10 зацепила первую сеть длиной 2 тыс.
800 м, а затем вторую длиной 1 тыс. 700 м. Надо отдать должное
капитану судна старшему лейтенанту Андрею Ужакову с его командой,
которая работала всю ночь до 7.30 следующего дня, ведь само по себе
траление сложное -- нужно точно знать координаты и учитывать
довольно большие глубины -- до 45-50 м плюс ко всему сети нужно
вручную выбрать и перебрать.
По данным рыбинспекции, сети считаются брошенными, потому что
поставлены давно -- первая простояла полгода, а вторая полтора
месяца. За ними уже не приходят, поскольку обычно цикл
постановки-выборки сетей гораздо короче, ведь рыба, запутавшись,
умирает. Хотя сами капроновые сети из дорогостоящих и в общем-то
долговечных -- у них довольно сложная конструкция витья. Как-то в
1991 г. во время операции в районе м. Змеиный пограничники подняли до
120 км таких сетей, на постановку которых было задействовано 22
шхуны. Турки потом вышли через министерство иностранных дел с просьбой
возвратить им эти сети -- уж больно дороги они для них. Но наша
рыбинспекция никому не дает разрешения на промысел этими запрещенными
орудиями лова, в которые попадает не только камбала, но и крабы,
катран и дельфины. Поэтому и нынешний "капроновый улов" будет
уничтожен путем его разрыва. Так что пограничниками проделана немалая
работа в том плане, чтобы оградить государство от нанесения ему
значительного ущерба, учитывая действующий общий запрет на вылов
камбалы-калкана в Черном море всеми причерноморскими странами (только
лишь в научных целях вылавливают эту рыбу, и то в ограниченном
количестве). Хотя те же турки идут на нарушения, рискуя в чем-то даже
оправданно для них самих.
-- Турки занимаются этим промыслом давно -- передают рыболовецкие
традиции из поколения в поколение, четко знают район миграции камбалы
в нерестовый период, а значит и места постановки сетей. Вот в данном
случае сети заняли участок в 4,5 км, но и то, по всей видимости, мы
не все еще поднял, -- рассказывает старший офицер керченского отряда
морской охраны майор Алекей Коденко. -- Калкан в Турции стоит очень
дорого. После переработки его цена за 1 кг достигает 20 долларов, а
поднимают обычно по 5-10 т. Капитаны шхун говорят, что за один
удачный рейс вырученных денег хватает для того, чтобы содержать
семью в течение года.
Не зря турецкие рыболовы организовывают кооперативы. На промысел
выходят порой группами. Так, в 1996 г. было обнаружено 12 шхун.
Задержано же было только две, остальные ушли врассыпную. К
ответственности привлекаются капитаны, которые как правило являются
совладельцами судна, а наемный экипаж отправляют на родину. Но даже
подобные аресты особо не смущают турок, ведь семьи попавших в руки
украинских или российских пограничников получают дома соответствующую
компенсацию. Хотя шхуны конфисковываются, как уже ставший нашим
"АМетист", и выплачиваются штрафы. Буквально 7 марта была задержана в
южной части Керченского пролива и отконвоирована в Новороссийск еще
одна турецкая шхуна-браконьер, на которую, по последним данным, наложен
штрафы в 1 млн. российских рублей. Кстати, эта скоростная шхуна была
совершенно новой водоизмещением 105 т. Возможно и поднятые бесхозные
сети были уже приглянуты ею. Наш "Аметист" прослужил лет 7, да и
скоростью и водоизмещением поменьше будет. Зато может перевооружаться
для работы с сетями и тралами. А вообще прибыльный бизнес позволяет
туркам все время обновлять свой флот и снова рисковать -- затраты
окупятся мигом.
-- Поэтому совместная с россиянами операция "Калкан" проводится
ежегодно, особенно в период нереста камбалы -- начало марта -- конец
мая, когда рыба уходит, -- замечает А. Мышастый. -- Хотя подобная
работа нами проводится постоянно в тесном взаимодействии с опытными
рыбинспекторами, которые оказывают научную и практическую помощь (они
занимались этими вопросами в разных уголках земного шара), со Службой
безопасности, милицией, разведкой и таможней. Собираем информацию по
водной экономической зоне буквально по крупицам.
По материалам керченской прессы.
|
|