Сотни Логотип РИА "Копилка"

Вернуться назадНа главную страницу

 

 
 

Керчь -- восточный форпост туризма, а не тупик

Второй год подряд участники традиционного пресс-тура по Крыму катят проторенной дорогой Южнобережья. Предложения посетить Керчь представители СМИ стран СНГ отклонили и в нынешнем. По всей видимости, считает советник министерства курортов и туризхма АРК Юрий Пилипенко, это происходит потому, что Керчь из-за незнания представляется им некой абстракцией и потому имеет размытые очертания. Безусовно, это проихсодит в силу того, что Керчь в отличие от более именитых курортных собратьев Крыма, показывают приезжим значительно реже. О ней или знают, или не слышали вовсе, потому что Керчь, как правило, обходят стороной обычные туристы для которых Крым -- место бездумного отпускного времяпрепровождения. Керченский же туризм требует не просто вдумчивости, а и знаний, понимания ее историзма и культуных традиций.

Потому Керчь всегда интересна и познаательна для ученых. Но они, люди науки, хотят, чобы открытые ими находки не отстаиались в запасниках музеев, а были видимы миру. Для того и существует нау4чный туризм, чтоы "любители старины глубокой" познавали новое и делали личные открытия, способные перевернуть собственный внутренний мир.

Ресурса Керчи -- исторического, климатиескоо, ландшафтного -- достаточно для того, чтобы увлечь своими памятниками, бескрайностью степи и безбрежностью морей тысяычи людей и сравнятья своим култьтурным наследием с самыми именитыми и посещаемыми городами мира.

Исторический потенциал города практически не развит. То есть все его реально существующие преимущества даны природой и исторической судбой древнего города, но современность не дотянула по большому счет свои руки до Керчи. Имея все шансы стать вровень с Афинами и Римом, Керчь держится в стороне от маршрутов научного туризма, и многие знатоки и любители истории знакомы с ней только по теоретическим исследованиям известных ученых.

Конечно же, Керчи не достает настоящей рекламы. Ее прелести и особенности нельзя представлять в одном ряду с ялтинскими, потому что Керчь -- это не многозвездочный отель на набережной, не выстроенные в линейку бесконечные кафе и бары, не лишьнабегающая на берег морская волна, а чарующий знатоков дух многовековой истории и неявленных до времени тайн.

В дни проведения в городе международной научно-практической конференции "Научный туризм в Восточном Крыму" наш корреспондент Т. Кулыбышева беседовала с ее участниками, историками и экономистами, каждый из которых высказал свою точку зрения на необхолдимость приобрезований Керчи для развития ее туристического потенциала.

Владимир Толстиков, кандидат исорических наук, начальник Бопорской археологической экспедиции Государственного музея изобразительных искусств им А. С. Пушкина, г. Москва:

-- Керчь входит в число тех исторических гоодов мира, который должен стоять в первом ряду научного туризма. Это удивительный город, с огромным историческим прошлым, неиссякаемой кладовой архитектурных памятников, причем многие из них музеефицированы и готовы к показу, другая часть находится в стадии исследования и тоже готова к показу в процессе археологических исследований.

Если говорить об историеском наследии, то Керчь стоит в первом ряду городов мира, не Украины, не России, а именно мира, это исторический город мирового значения. Я считаю, что его можно спокойно поставить в такой ряд, как Синопа, Гераклея, Афины, Рим. Это поравда, поокльку я везде там был и могу сказать: "Да, это так".

Но... Второй вопрос, насоклько город готов к тому, чтиобы принять научный туризм, чтобы показать себя. За последние 3 года, а я в нем работаю 33 года, центральная часть города изменилась в лучшую сторону. Городкие власти приложили усилия для того, чтобы центральная часть Керчи могла принять туристов вообще, т. е. появилось что показать в центре города.

Что касается научного туризма, то здесь, конечно, вопрос совершенно другой. Во-первых, научный туризм -- это совершенно специфическая сфера туризма. Далеко не всякий турист, который приедет в город, может стать научным туристом. Это должны быть люди образованные, заинтересованные и готовые к тому, чтобы получить эту информацию. Для того, чтоьы такой контингент здесь появился, нужны информация, это можно назвать рекламой, как угодно, должны быть специальные сайты в Интернете -- обязательно международные. И, конечно же, люди, которые сюда могут приехать потенциально, долджны понимать, куда они едут, т. е. нужна историческая справка: квалифицировання, серьезная и доходчивая. Потому что люди могут быть разными: разного обрахзования, возрастного уровня, различного ценза, как говорится. Они могут поехать в Афины, Рим, но есть неизвестный пока для них город Керчь, который оказывается был столицей Боспорского царства, называля Панткапей и он такой же важный и такой же ценный в историческом плане, как названные выше. То есть нужно то, что на языке бизнеса называется "раскрутка". Это, может быть, плохой термин, из другой сферы, но тем не менее -- нужно показать товар лицом.

Керчь только на подходах к тому международному уровню, который могут предложить, к примеру, Афины. Дело в том, что Афины -- огромный современный город, с огромной инфраструктурой, сотнями отелей, мотелей и прочих заведений, где можно разместить туристов на любой вкус: от самых высших, роскошных, как "Шератон", например, где ночь стоит 300-400 и выше долларов, и до двухзвездочных, где мгут остановиться любые туристы, в частности, молодежь.

Второе, Афины -- это огромный морской порт. Пирей является портом Афин, и, конечнго же, междунардные круизные лайнеры подходят туда, откуда за 30 минут на автобусе их довозят до центра города.

Керчь -- портовый город, но сегодня эта структура замерла, не работает, нет здесь настоящего порта. Нет и аэропорта, его работу надо возобновлять. Вот если эти факторы учесть, это сделать, на что нужны огромные деньги на самом деле, то тогда Керчьт станет совсем другим городом.

То есть мы сталкиваемся с вопросами уже государственного порядка, отношения властей придержащих в Киеве к Крыму в целом и частности Керчи.

Я услышал здесь, что Керчь называют тупиком. Какой тупик?! Город, котоый всегда стоял у моста, союединяющего Европу с Азией, сегодня получаетя тупик?! Есть граница, нет парома или почи нет, нет ничего. Как только Керчь перестанет быть тупиком, она сразу станет международным центром.

Нельзя сказать, что Керчь непосещаемый сегодня город. Огромное количество туристов, прежде всего с Украины и из России, приезжают сюда. Но дело в том, что сама система обслуживания в городе туристов пока не создана, она на подходе.

Нужно провести здесь научно-практический семинар, собрать специалистов-археологов, немного, 5-6 человек, каждый из которых представит свой квалифицированный текст, из них сделать удобоваримый для туристов квалифицированный материал, который тиражировать и распространять.

Достояние Керчи -- общечеловеческое достояние: его неельзя поделить, оно принадлежит всем. Сюда приезжают люди, которые испытывюат потребноьсть в этом. Это молодые люди прежде всего. Всю зиму они живут ожидаем приезда в Керчь на раскопки, готовятся. Это целые поколения людей, которые проживают здесь самые лучшие моменты своей жижни.

Если здесь появятся туристы, они должны быть организованы и ориентированы. Это очень тонкая субстанция Керчь -- сюда нужно очень осторожно входить.

Валентина Крапивина, старший научный сотрудник Института археологии Национальной Аккадемии Наук Украины, нгачальник Ольвийской экспедиции, г. Киев:

-- Традиционно сложилось так, что крупнейшие центра античной цивилизации исследовались как столичными экспедициями, так и местными археологами. При заботливом отношении к папмятникам это приносит только пользу.

Все исследователи приезжают на раскопки за свой счет, привозят деньги на экпедиции, проводят их здесь, проводят консервацию и реставрацию найденного, передают находки в местный музей и оставляют все это здесь. Это фактически инвестирование в ту же Керчь таким образом происходит. По международному значению проводимых здесь работ, открытых памятниках знают о Керчи во всем мире. В значительной степени благодаря такому инвестированию.

Я считаю, что есть небольшая недоработка в этом вопросе. Необходимо, чтобы непременно в археологических экспедицуиях живое участие принимали местные продолжатели: честное слово, у работающих здесь ученых есть чему поучиться, той же полевой археологии. Должны быть сильные кадры местных археологов. Просто грех не использовать такой потенциал, который имеется в лице прекрасных специалистов ежегодно работающих в Керчи.

Кейси Бернхард, волонтер Корпуса мира США в Украине:

-- Керчь стоит того, чтобы археологическими памятниками своей и мировой истории привлечь в гоод международных туристов. Но что касается конкретных инвестиций, то городом нужно прежде всего заинтересовать иностранцев. И это, пожалуй, является наиболее трудным моментом работы, посокльку она весьма многопланова и в первую очередь предполагает поиск заинтересованной стороны.

Фрэнк Каррико, старший коммерческий советник Посольства США в Украине:

-- Развитие туризма -- это обязаннгость не только муниципальных властей, правительств Крыма и Украины. Это обязанность каждого и, может быть, прежде всего ученых и организаторов туризма. Туристы, котрые поедут сюда, должны иметь вомжность познакомиться с Крымом как комплексом исторических, культурных, архитектурных и ландшафтных памятников.

Работая в Японии, где на протяжении 10 лет проводятся популярные во всем мире шоу путешествий, мне довелось лишь однажды обнаружить маленький автобус украинкой делегации. Оказалось, они посвятили выставку одному небольшому отелю в Киеве. Парадоксально, что имея такой туристический потенциал, как Крым и в частности Керчь, в Токио, на другом конце планеты, представляется несущественная, мизерная часть уникальных возможностей целой страны.

Говоря о современном туризме и критериях его ментальности, я хочу подчеркнуть, что Керчь соответствует им: историческася ценность, климат, ландшафт -- все имеется для его развития.

Психологи утверждают, что в каждом человеке существует генетическая память, которая и влечет их к иторическим памятникам. Неплохая, конечно, коммерческая подоплека для туритстического бизнеса. Однако, не вкладывая в него минимальные хотя бы средства, наивно рассчитывать на его развитие. А ведь именно с этого, как предполагается, и начнется действительая переориентация Керчи с промышленного города в туристический форпост Восточного Крыма.

 

По материалам керченской прессы.

 
     
 
 
По всем вопросам обращайтесь - kopilka@ukr.net
Дизайн сайта - РИА "Копилка"
Copyright © 2001 РИА "Копилка"
Hosted by uCoz