Море защищено на ... 55 копеек
Кризис в промышленности постепенно притупил
бдительность не только широкой общественности, но и части экологов.
Дескать, чего бить в набат, ежели ряды загрязнителей заметно
поредели. Но поубавилось ли проблем? Отнюдь нет, что и показала
встреча специалистов Керченского участка Госинспекции охраны Черного
моря с представителями городской организации Партии зеленых Украины.
У инспекции большое поле деятельности. Каждое из направлений важно
по-своему.
= Доставляют хлопот и суда, и береговые объекты =
Береговая зона более уязвима, чем океан. Ведь кратность разбавления
разная. Один и тот же выброс имеет неодинаковые последствия. О них же
далеко не всегда задумываются владельцы береговых объектов,
судовладельцы. С ними непросто иметь дело специалистам Керченского
участка Госинспекции охраны Черного моря, которые контролируют
судозаходы, следят за тем, чтобы не ввозились и не вывозились опасные
грузы. Даже изолированный балласт далеко не всегда соответствует
требованиям. В нем количество нефтепродуктов достигает 2-3 ПДК, а то
и больше. Есть от чего беспокоиться за морскую воду.
Нелишне будет вспомнить, что именно с балластными водами в наши моря
попал печально знаменитый гребневик мнемиопсис, подорвавший кормовую
базу мелких рыб, в том числе хамсы. Одной химической экспертизы
недостаточно, чтобы предотвратить повторение случившегося. Нужна
биологическая. К сожалению, сегодня она невозможна из-за отсутствия
гидробиологической лаборатории. Ее появление стало еще более
проблематичным после того, как Госинспекция лишилась внебюджетного
счета. Благодаря ему в свое время улучшилось обеспечение
транспортом, дизтопливом, бензином, экипировкой. Теперь же средства
из бюджета выделяются только на самое необходимое.
Взыскание штрафов в бюджет за грязный балласт превращается в
противную процедуру. Судовладельцы жалуются на строгость
госинспекторов, апеллируют к международному законодательству. Но оно
предполагает, что на внутренние территориальные воды, на прибрежные
воды могут распространяться более жесткие законы. И это вполне
оправданно. Каждое государство защищает свою природную среду. Украина
-- не исключение. Правда, не всегда и не во всем эта защита
эффективна.
= Проще заплатить штраф =
Канализационные коллекторы изначально были построены и приняты с
нарушениями. На каждом из них должно быть 2 нитки, которые позволяют
переключать стоки в случае порыва или повреждения одного из
коллекторов. Без такой подстраховки фиксировались сбросы даже вне
очистных сооружений. Такого просто не должно быть, если мы хотим
купаться в чистом море, ловить в нем рыбу и т.д.
Госинспекция охраны Черного моря добилась, чтобы горводоканал
согласовывал с ней схему включения аварийного сброса. До начала
плановых работ производственное управление
водопроводно-канализационного хозяйства должно полностью подготовить
участок. Инспекция внимательно следит за тем, чтобы стоков было как
можно меньше. И иски выставляет. Здесь же начинается прямо-таки
"кино".
-- Методика расчета ущерба с береговых объектов такова, что инспектор
тратит много сил, времени, а все заканчивается по сути дела ничем,--
сетует начальник Керченского участка Госинспекции охраны Черного моря
Ева Паулкина. -- Последний иск у нас был на ... 55 копеек (?!). Самый
крупный -- 35 гривень. Горводоканалу нет смысла вкладывать средства в
предупреждение сбросов. Лучше заплатить за нанесенный ущерб.
Государство ведет себя странно.
Менее комфортно чувствуют себя экипажи судов. Там штрафные санкции за
загрязнение моря колеблются от 595 до 1190 гривень. Береговые объекты
отделываются сущим пустяком. Лишь по отдельным статям грозит штраф в
255 гривень.
-- Как-то несерьезно выглядит защита морской экосистемы,-- замечает
начальник Керченского отдела КрымНИИпроекта, член Партии зеленых
Украины Николай Чемисов.-- Укус комара никого не пугает.
= Кладбище затонувших судов =
Наши прибрежные воды превратились в кладбище затонувших судов.
Точного подсчета их нет. То ли военная тайна хранится, то ли ни у
одной инстанции до этого руки не доходят.
Состояние нескольких затонувших судов Госинспекция охраны Черного
моря отслеживала в течение 2-3 лет. Она передала документы в
налоговую милицию. Та в свою очередь объявила их бесхозными и
передала на баланс города. Только после этого можно приступить к
подъему судов. Но будет ли он? И дорого, и небезопасно для моря, если
досконально не исследовать остатки нефтепродуктов в машинном
отделении, баках. Требуется заключение службы гидрографии об
отсутствии лишних предметов.
Госинспекция взялась за наведение порядка с бункеровками.
Соответсвующие циркуляры разосланы судовладельцам. У них должны быть
карты на бункеровочные операции с учетом мер по защите моря от
загрязнения.
Все более жестким становится разговор инспекторов с рыбколхозами. Их
председатели в целях экономии средств так и норовят провести
бункеровку самостоятельно в своей акватории. Раз так, считает
инспекция, то рыбколхозам следует приобрести боны,
нефтемусоросборщик, определить базу на 2-3 хозяйства. Если же пустить
этот процесс насамотек, водоемам не сдобровать.
Подступиться к морю для горожан становится все сложнее. Кандидат
архитектуры Николай Чемисов ссылается на генеральный план Керчи 1824
года. По нему набережная, все улицы выходили к морю. Отдыхайте, люди
добрые. А теперь? Хочешь нормально искупаться -- езжай на городской
пляж. Неближний свет однако.
Начальник Керченского участка Госинспекции охраны Черного моря Ева
Паулкина, госинспектор-главный специалист Николай Загайный,
госинспектор-ведущий специалист Владимир Дудник высказали мнение, что
успешная защита окружающей среды во многом зависит от неравнодушия
членов Партии зеленых Украины, общественности. А успокаиваться
слишком рано. В сложившейся структуре хозяйства экологические факторы
все также практически не учитываются. Природоохранные меры
финансируются по остаточному принципу. "Ни один директор завода не
проявит какую-либо инициативу по строительству, допустим, очистных
сооружений на собственном предприятии без внешнего давления со
стороны общественности или правительства",-- сказал в интервью газете
"День" министр экологии и природных ресурсов заместитель главы Партии
зеленых Украины Сергей Курыкин.
Стоит отметить, что ущерб, который наносится окружающей среде и,
соответственно, здоровью людей, во многом превышает прибыль, которую
получают предприятия-загрязнители. Так что о приоритетах спорить не
приходится.
По материалам керченской прессы.
|