Сотни Логотип РИА "Копилка"

Вернуться назадНа главную страницу

 

 
 

Если к нам приезжают на отдых, значит это кому-то надо...

И даже просто необходимо. Ведь у живущих вне крымской земли выработался ежегодно повторяющийся отпускной рефлекс, выраженный в потребности моря, солнца и фруктов. Всего такого у нас с вами вдосталь. Поэтому имеет смысл поделиться этим с желающими выложить недурную копеечку.

Но народ, вот в чем дело, нынче пошел сплошь неглупый. Это он прежде, приезжая в Крым по дармовой профсоюзной путевке, не кочевряжился и был рад уже тому, что пару недель удалось провести под южным солнцем и по-дешевке. Теперь все пошли с претензиями. Насмотрелись сериалов, начитались дамских романов, до одури наслушались рекламы и поняли, что казавшееся еще недавно верхом блаженства запросам времени не соответствует. Оказывается, летом на юге все должно быть иначе: комфорт, сервис, вышколенный персонал, в глазах которого должно крупными буквами читаться "клиент всегда прав".

Керчь в этом смысле от времени отстала. Новомодные "наворотов" курорта у нас по сути нет. Но тем не менее при благоприятных политических условиях, отсутствии шумных криминальных разборок к нам едут достаточно охотно. Ведь говорят же, что на каждый товар есть свой покупатель -- вот и на Керчь курортную он тоже имеется. Это прежде всего те, кто не привык отлеживать бока на ялтинской гальке и чей карман не выдерживает ее же цен, кого утомляет по-молодежному разудалый судакский разгул, кто раздражается видом коктебельской богемности и потому отдает предпочтение по-семейному тихому и однообразному отдыху в Керчи. Не беря в расчет тех, кто связан с Керчью родственными узами, наших отдыхающих можно разделить на две категории: одни ездят сюда годами и даже десятилетиями, другим -- и раза достаточно, чтобы впредь не повторять горькой отпускной ошибки. Но, если люди приезжают из года в год, это не означает, что перемены в курортной сфере не нужны. Может быть, потребность в них еще большая, чтобы не наступила у отдыхающих усталость от однообразия.

Больше нет, чем есть

Погода на Украине и в России стоит такая, что мысли об отдыхе наступает по всем фронтам. Одно это должно подстегивать местных организаторов курортного лет к активным действиям. Но, как оказалось, многие избрали апрель и май в качестве времени для раскачки. На некоторых базах отдыха почти зимнее затишье: территория по уши в грязи, электроэнергия не подключена, о решении организационных вопросов не заикались. На других только начали потягиваться после продолжительной межсезонной спячки и откроются с такими темпами, видимо, не раньше августа. В Героевском, которое всегда ходило в курортных передовиках, в преддверии нынешнего сезона на 9 базах из 16-ти хозяева даже не шевелятся. Работа, основу которой составляют две банки краски и три ведра известки, уж никак нельзя назвать подготовкой к сезону. Но если такой ремонт еще можно списать не нехватку финансов у хозяев баз отдыха, то есть организационные вопросы, от которых зависит быть курортному лету в Керчи или нет.

О том, что темпы подготовки к открытию баз остаются от по-летнему жаркой погоды, мы уже говорили. Так что белить-красить надо веселей. Отдыхающих опять повезут на базы по разбитым дорогам -- это касается и Подмаячного, и Героевского, и Горпляжа, что не только плотно утрамбует съеденные дары юга в желудках курортников, но и отразится на их впечатлениях.

Почти никто из хозяев баз не заключил договор на привоз воды, что актуально в летний сезон, когда и без того дефицитная влага становится редкостью. Не решен вопрос с вывозом мусора и нечистот, за что природоохранная прокуратура будет нещадно наказывать. Санэпидстанция не даст "добро" на открытие баз, если на закрепленных пляжных участках не установят навесы и тенты в количестве, соотносимом со вместимостью учреждений отдыха.

Непочатый край работы на коммунальных пляжах, а ведь у нас после нескольких дней теплой погоды в мае уже открывается пляжный сезон. Люди потянулись к воде, а на коммунальщики еще только подумывают о ремонте. Пока они строят планы по повод пляжей, умные бизнесмены готовы зарабатывать там деньги хоть сегодня. Например, на Старокарантинский пляж есть охотники вложить в территорию 50-60 тыс. долларов и сделать его доходным местом. Деловые люди не зря выбрали этот пляж местом вложения денег: у него в городе центровое положение, рядом транспортная магистраль, рыбацкая экзотика -- и такой завидный пляж у нас "гуляет" впустую, а вот в любом крымском поселке на нем бы уже давно сделали хороший и верный бизнес. Пусть даже и сезонный.

Владельцы баз отдыха уже не просят, а требуют, чтобы водоканал подавал в Героевское воду хотя бы по графику. Правда, сами же мало верят, что такое возможно. Однако, один оптимист в Героевском все же нашелся -- это новый собственник криворожской базы отдыха "Рудный", что был крайне удивлен отсутствием воды в поселке и городе. Дело в том, что новый владелец базы представляет криворожский водоканал и готов на паях с другими собственниками проложить водовод и выделить хоть сейчас на эти цели трубы. Выступи представитель криворожского водоканала в Героевском, ему бы сей момент благодарные жители установили бы прижизненный памятник. Но такое шапкозакидательское предложение говорит о незнании местной ситуации. Чтобы водовод дошел до Героевского, его бы по уму следует начинать с Ново-Николаевки, а то по 600-миллиметровым трубам, что есть в наличии у криворожцев гонять можно будет только воздух. Так что это все пока одни разговоры.

Город готовят к сезону:

Торговля

Торговлю называют лицом города. Поэтому, как считают специалисты этой сферы, в ассортименте товаров должна быть в первую очередь представлена продукция местных пищевых предприятий. Предприятия торговли и общепита должны выглядеть пусть не шикарно, но как минимум современно и содержать в интерьере местный колорит. Выносную торговлю намечено организовать не на улице, а открыть в помещениях на базах отдыха. СМ учетом свободного режима дня и отдыха курортников все магазины, кафе и другие подобные заведения будут работать по продленному или круглосуточному графику.

Который уже год ведется дискуссия вокруг рынка в Героевском. Ни у кого не возникает желания стать его хозяином: плата за землю круглогодичная, а доход от него сезонный. Рынок там практически бесконтрольный: до него от города далеко всем проверяющим, поэтому кто и чем там торгует остается неясным даже тем, кто отравился приобретенной на этом рынке продукцией. Рядом с организованной торговлей возникает стихийная, и пока что побороть ее не удалось. Цены на Героевском рынке на гривну-две выше, чем в городе, но поскольку государственного регулирования нет, то платить отдыхающим приходится не столько за качество товара, сколько за его близость и доступность. Руководители баз отдыха, к территории которых примыкает рынок, настаивают на его переносе с этого места, так как он закрывает въездные ворота, что нарушает противопожарную безопасность.

Здравоохранение

Все учреждения отдыха, за исключением "Паруса", "Керчи", ЛОК "Залив", где оказываются медицинские услуги, теперь отнесены к объектам оздоровления. Но не надо обманывать себя и других и убеждать отдыхающих в лечебном потенциале баз. Владельцы зарабатывают деньги, наши курортники отдыхают, а те, кто нуждается в лечении, в Керчь не ездят. Однако за жизнь и здоровье отдыхающих хозяева баз отдыха отвечают. Крупные базы отдыха должны иметь здравпункты, а на небольших их можно организовать "в складчину". Медсестер и фельдшеров в городе предостаточно, так что с персоналом медпунктов проблем не будет.

Связь

Как обычно, накануне лета, возникает проблема телефонизации курортных поселков. В Героевском установлены карточные таксофоны, но основным связующим звеном с внешним миром станут мобильные телефоны. Установка стационарной телефонной связи в том же Героевском обойдет в более чем в 5 тыс. гривен одного владельцу.

Транспорт

Особо актуальным становится вопрос с транспортом. И дело не в количестве подвижного состава, потому что новые, с конвейера, машины транспортники готовы хоть сейчас поставить на линию. Как всегда вводится летний график движения с открытием сезонных маршрутов на горпляж и дополнительных -- во всех курортные пригороды. При любом количественном наплыве отдыхающих транспортники готовы переориентировать потоки подвижного состава. Но обычно кроме нехватки транспорта и неудобств графиков движения, отдыхающих не удовлетворяет культура обслуживания и отсутствие комфортабельных автобусов, чтобы трястись по нашим колдобинам хотя бы сидя. Приезжим особенно бросается в глаза два существенных недостатка в работе местного транспорта: водители не объявляет остановки и выглядят за рулем в жаркую погоду, как бесприютные бомжи, потому что мятые шорты и пропотевшие майки, а порой и голая грудь вызывают у отдыхающих опасения, что в автобусную кабину заскочил случайный человек.

Имидж по-керченски

Плохо развита у нас инфраструктура отдыха. Но если шикарных гостиниц и уютных котеджей мы вряд ли скоро дождемся, то уж использоваться имеющиеся в наличии сам Бог велел. То же море, к примеру. Если честно, то его водная гладь пустует. А пусти по легкой морской волне лодченки, яхты, серфинги, катамараны -- и они привезут хорошие деньги. Тем более наличие плавсредств в приморском городе выглядит весьма естественным делом, к тому же, как считают специалисты, еще и имидж его в качестве курорта повышают.

Нынешним летом на всех базах отдыха должны быть создана номера люкс или полулуюкс. Конечно, это будет большая натяжка, потому что удобства по-прежнему останутся на улице, а домики дощатыми. Просто в комнатах обои поклеят подороже, белье постелят поновее и "нашпигуют" бытовой техникой вроде телевизоры и холодильника. Цены тоже теперь установят не огульно общими, а категорийными, в зависимости от условий. Без учета стоимости питания они будут колебаться от 5 до 12 гривен в сутки.

Лучшие условия обеспечивают частники. В "Сказке", что на Аршинцевской косе установлены даже биотуалеты -- сказочная по недоступности мечта всех остальных. Хотя по окончании прошлого сезона грозились не открывать базы отдыха без биотуалетов, реалии жизни победили желаемое. И все же отставать от цивильных благ скоро будет убыточно. Не все, безусловно, отпускники перебегут за сервисом в Турцию, не всех станет прельщать толчея Ялты, но отдыхать по-человечески за свои кровно заработанные год от года хотят все больше людей, потому что имеют на это не только деньги, но и право.

Природа создала Керчи божественный антураж для отдыха: два моря, множества песчаных пляжей, уютные неглубокие бухты, много солнца, редкие осадки, особого вкуса фрукты и овощи, уникальные породы рыб и морепродуктов. Неиссякаемый источник курортных доходов. Город же имеет с сезона крохи -- таковы государственные законы. Но ведь владельцы баз и пансионатов, торговля, транспорт имеют в сезон хорошие деньги. А ведь вот по большому счету скупятся вложить в свой же собственный бизнес настоящие деньги, перебиваются тем, вчерашним днем. Если скаредничасть станут и впредь, то ждут их два варианта (тут к гадалке не ходи): либо отдыхающих станет меньше, либо найдутся трезвомыслящие небедные люди, которые арендуют "сарайчиковые" базы и сделают из них "конфетку". Для того, чтобы убедиться в возможности второго варианта, советую съездить хотя бы в Судак -- и вы увидите, как иногородние обходят в курортном бизнесе местных на крутых поворотах.

 

По материалам керченской прессы.

 
     
 
 
По всем вопросам обращайтесь - kopilka@ukr.net
Дизайн сайта - РИА "Копилка"
Copyright © 2001 РИА "Копилка"
Hosted by uCoz