|
В мае у хоровой капеллы "Родник"...
В мае у хоровой капеллы "Родник" 20-летие. На большой праздничный
концерт, которым по традиции отмечается в коллекциве все юбилеи и
который превращается в семеное торжество человек на 500, съедутся
бывшие ее воспитанники, придут родители, бабушки, почитатели и
знатоки хорового искусства, приедут гости из-за рубежа. Под переборы
гитарных струн пойдут воспоминания...
Идею создания хора мальчиков Ольга Паловна Нефедова вынашивала не
один год. Ради этого она, начинающий тогда пианист, пошла учиться на
дирижерско-хоровое отделение сначала музыкального училища, затем --
консерватории. "Пение мальчиков больше трогает слушателей, их голоса
поражают своей тембральной окраской, особой прочувствованностью
музыки. В мальчишеских голосах есть завороживающая концентрация
звука. И даже чисто зрительно вид поющих мальчиков больше трогает
зал".
Но одно дело понимать это с точки зрения профессионального мызканка,
а другое -- довести свой замысел до воплощения. Создание мальчишеских
хоров всегда считалось в нашей стране западной традицией, не
соответствующей отечественному менталитету. И хотя Ольге Нефедова
может доказать неправоту такого взгляда с точки зрения истории
музыки, это мало что меняет в целостном отношении к мальчишеским
хорам: хоровой культуры в нашем регионе нет. Однако Ольге Павловне
удалось собрать группу мальчиков и заинтересовать их музыкой. Первой
песней в их репертуаре была "Ты слышишь, море", а весь он на
начальном этапе складывался из произведений классики, лучших образцов
советских песен и фольклора. Несмотря на все тогдашние запреты, хор
мальчиков исполнял и духовную музыку.
После нескольких лет интенсивных занятий, напряженного труда и
пришедшей вместе с ними мальчишеской увлеченностью хоровым
искусством к коллективу и его руководителю пришли прочная известность
и популярность в музыкальной среде. Очень естественно на фоне
всеобщей любви и прихнательность выглядело сделанное Ольге Павловне
предложение перейти из Дворца культуры железорудного комбината в
создаваемый тогда в Керчи лицей искусств. Нефедова согласилась, но с
одним условием: ее мальчишки должны быть вместе с ней. 40 юных
хористов, школьников 5-9 классов, стали одними из первых лицеистов.
В лицее случилось самое важное событие в жизни коллектива: из хора
мальчиков он вырос в хоровую капеллу. Кроме лицеистов в ее состав
влились юноши, которые прежде занимпались в хоре. Хоровая капелла
родилалсь благодаря особому репертуару, ставшему главным творческим
направлением коллектива, -- исполнению духовной и классической
музыки. "В духовной музыке нет посредственной музыки, -- поясняет
свое отношение Ольга Павловна. -- В ней лучше раскрывается внутреннее
содержание самого исполнителя. Может быть для детей не всегда понятен
текст, но мы долго работаем над ним, объясняем каждое слово, я даю им
прочувствовать духовность содержания. После этого с ребятами можно
входить в большую глубину -- и все благодаря их юной, но уже мужской
логике, серьезности, бескомпромиссности. Если мальчишек
загипнотизировать работой, то они точнее и глубже, чем девочки,
Проникаются смыслом музыки и слов, не размениваются на мелочи, не
отвлекаются на посторонние эмоции -- они полностью отдаются музыке и
погружаются в нее с головой. В их иполнении звучит сердце."
Эта особо чувственная манера исполнения керченских мальчишек
завораживает всех, а иностранцев она просто поражает. Не столько
качеством звука, техничностью, сколько осмыслением и духовностью.
"Ваши поют сердцем, русской надрывностью -- мы плачем от волнения",
-- такие отзывы сопутствуют каждому гастрольному выезду за рубеж.
"Иностранные специалисты-хоровики утверждают, что даже в исполнение
зарубежной классики мы добавляем свое славянское, душевное,
чувствунное отношение, -- делится Ольга Павловна Нефедова. -- Они
правы не только как слушатели, но и как профессионалы. Я на каждом
занятии учу своих мальчишек, что, если не будет сердце в музыке
звучать, то слушатель не заплачет. Главное -- наполнить музыку
содержанием. Можно петь технично, но холодно -- и тогда такое
исполнение никого не тронет".
Ребята настолько проникнуты мыслями своего педагога, вжились в них,
что чувствуются в унисон с ней. И когда одного из хористов Костю
Кириченко журналисты попросили передать свое ощущение от исполнения,
то он сказал: "Мне нравится, что люди плачут. Не потому, что им
плохо, а от того, что им нравится мое пение".
Ребятам стал необходим сам процесс пения. Они очень много занимаются
музыкой: хор, инструмент. К тому же большинство мальчиков сами
сочиняют песни, играют на гитаре. И тем не менее Ольга Павловна не
ставит задачу ни перед собой, ни перед хористами сделать из мальчишек
профессионгальных музыкантов. Единицы бывших хористов сделали музыку
своей профессией. В большинстве своем воспитанники хоровой капеллы
учатся или уже успели закончить престижные технические и гуманитарные
вузы. Участие в хоре учит их не только и не столкьо преданности
музыке, увлеченности ею, сколько целеустремленной работе. Напряженные
рабочие будни, в которых, кроме каждодневных занятий музыкой и 2-3-х
серьезных и продолжительных гастрольных туров, все обязательны
школьные дисциплины, закаляют характер мальчишек. Все они хорошо
учатся, потому что в лицее не может быть плохих учеников.
"Как бы я
мальчишек не срамила -- я их очень уважаю, -- отзывается о своих
воспитанниках Нефедова. -- Они переломили себя, сумели отстоять
собственное желание заниматься музыкой и возвыситься над окружающим
их негативным отношением к поющим мальчикам. Знаю, насколько это было
сложно, особенно на первых порах становления коллектива. Это сейчас к
ним с уважением относятся и сверстники, и взрослые, а 20 и даже 10
лет назад все было иначе".
Отнолшение к хору и его участникам во многом изменило популярность
сначала в Советском Союзе, а затем и за рубежом. Выходу хора
мальчиков из провинциальной тени на большую сцену широкой известности
у профессионалов и слушателей поспособствовало существовавшая на
центральном телевидении передача "Хор плюс мы". После первого показа
на телевизионном экране керченский хор мальчиков пригласили в Москву,
где они с успехом выступали и вновь попали в объектив телекамеры. Это
было первые шаги к известности. По-настоящему она пришла к
воспитанникам Ольга Павловны Нефедовой, когда "Родник" попал в орбиту
международных хоровых фестивалей. Вслед за участием в 1996 году в
международном конгрессе "Пуери канторес" ("Поющие мальчики") одно за
другим последовали приглашения за рубеж. В Голландии, Германии,
Италии, Австрии, Польше "Родник" из Керчи хорошо известен знатокам и
любителям хорового искусства. Недавно возвратились из Польши, где на
международном фестивале рождественских колядок получили главный приз
-- бесплатную поездку на Всеевропейский слет хоров. Он пройдет в
польском городе Бенджине в сентебяре. В июле хоровая капелла выступит
во французском Лионе на очередном международной конгрессе "Пуери
канторес". В октябре "Родник" ждут в Голландии, где за ним
зарезервирован гастрольный тур по этой стране.
Участие в международных конгрессах и фестивалях открывает перед
хоровой капеллой возможности новых колнтактов, новых гастролей. "Это
дает нам возможность расти творчески -- иначе бы мы так и варились в
собственном соку, -- делится своими рассуждениями Ольга Павловна. --
Я говорю абсолютно откровенно: у ребят нет цели и стремления к
зарубежным поездкам. Выступления коллектива на "Музыкальных
ассамблеях" в Керчи они воспринимают даже более ответственно, потому
что здесь у них свой постоянный слушатель".
"Музыкальные ассамблеи" -- авторская творческая программа Ольги
Нефедовой и ее воспитанников. Это тематические музыкальные вечера,
посвящаемые различным жанрам и направлениям в музыке, композиторскому
творчеству: "Аве, Мария" в музыке", "Православная литургия",
"Вокальная и хоровая музыка Моцарта", "Фольклор и обработка народных
мелодий".
Это светсткая сторона жизни и творчество хоровой капеллы "Родник".
Есть и другая, духовная -- та, что отличает "Родник" от подобных ему
коллективов. Все они представляют в своем репертуаре разнообразие
музыкальных жанров. Но ни один из них, кроме "Родника", не поет в
храме во время службы. Дважды в месяц 9 лет подряд в городском
соборе Керчи поют мальчишки из хоровой капеллы "Родник" на воскресных
литургиях. И все эти годы без них не проходят в городском соборе
пасхальных и рождественские службы. Петь на праздничные службы, если
только выпадает такая возможность, обязательно приезжают бывшие
хористы. Это самые для мальчишек сложные и ответственне выступления:
они поют в унисон душам и сердцам молящихся. Репертуар духовной
музыки капеллы обширный: "Благослови, душе моя, Господа"
Ипполитова-Иванова, "Хвали душе" архимандрита Никанора, "Слава,
единородный сыне" Турчанинова, "Херувимская" и "Достойно
есть" Бортнянского, "Милость мира" и "Тебе поем" Чайковского, "Отче
наш" Кошица, "Реквием" Моцарта, "Молитва за Украину" Лысенко и др.
На ней выросли практически все поколения хористов Нефедовой, среди
которых существует, не смотря на разницу в возрасте, особое мужское
братство, свой круг. Все нынешний и повзрослевшие мальчишки выросли в
атмосфере ответственности друг за друга. За поющими в хоре старшими
братьями приходят младшие. Здесь складываются музыкальные традиции
семей хорстов -- так повелось с самого начала. На сцене выросли и
повзрослели Юра и Саша Лошаковы, Антон и Коля Касьяненко, Витя и Саша
Косяченко, Денис и Паша Ткачук, Паша и Толя Скударниковы, Алеша и
Антон Хижняковы. "У нас существует семейный подряд, -- смеется Ольга
Павловна. -- Трое Гришиных -- отец и два сына. А Владимир Ступинков
продолжает петь в хоре, хотя его сын окончил лицей и уехал учиться".
От родителей хористов очень многое зависит. "Если бы не понимание
родителей, то многих успекхов у хора могло и не быть, --
чистосердечно признает Ольга Павловна. -- Мы делаем большую ставку
на родителей, потому что если они всерьез не воспринимают занятие
сыновей музыкой, то у мальшичек закрывается душа. Я счастива, что на
каждом из этапов существования коллектива рядом оказывались родители,
которые помггали и помогают ему: Моськины, Касьяненко, Хижняковы. Мы
сообща воспитываем мальчиков, органузуем их досуг не одной музыкой, а
бываем в походах, устраиваем капустники, у нас есть свой праздник --
посвящение в хористы."
Мальчишки растут в интеллигентной, творческой атмосфере, которая
станет их счастливым и надежным истоком на всю жизнь, где всегда
будем место песни и верному товариществу.
По материалам керченской прессы
|
|