Сотни Логотип РИА "Копилка"

Вернуться назадНа главную страницу

 

 
 

В мае у хоровой капеллы "Родник"...

В мае у хоровой капеллы "Родник" 20-летие. На большой праздничный концерт, которым по традиции отмечается в коллекциве все юбилеи и который превращается в семеное торжество человек на 500, съедутся бывшие ее воспитанники, придут родители, бабушки, почитатели и знатоки хорового искусства, приедут гости из-за рубежа. Под переборы гитарных струн пойдут воспоминания...

Идею создания хора мальчиков Ольга Паловна Нефедова вынашивала не один год. Ради этого она, начинающий тогда пианист, пошла учиться на дирижерско-хоровое отделение сначала музыкального училища, затем -- консерватории. "Пение мальчиков больше трогает слушателей, их голоса поражают своей тембральной окраской, особой прочувствованностью музыки. В мальчишеских голосах есть завороживающая концентрация звука. И даже чисто зрительно вид поющих мальчиков больше трогает зал".

Но одно дело понимать это с точки зрения профессионального мызканка, а другое -- довести свой замысел до воплощения. Создание мальчишеских хоров всегда считалось в нашей стране западной традицией, не соответствующей отечественному менталитету. И хотя Ольге Нефедова может доказать неправоту такого взгляда с точки зрения истории музыки, это мало что меняет в целостном отношении к мальчишеским хорам: хоровой культуры в нашем регионе нет. Однако Ольге Павловне удалось собрать группу мальчиков и заинтересовать их музыкой. Первой песней в их репертуаре была "Ты слышишь, море", а весь он на начальном этапе складывался из произведений классики, лучших образцов советских песен и фольклора. Несмотря на все тогдашние запреты, хор мальчиков исполнял и духовную музыку.

После нескольких лет интенсивных занятий, напряженного труда и пришедшей вместе с ними мальчишеской увлеченностью хоровым искусством к коллективу и его руководителю пришли прочная известность и популярность в музыкальной среде. Очень естественно на фоне всеобщей любви и прихнательность выглядело сделанное Ольге Павловне предложение перейти из Дворца культуры железорудного комбината в создаваемый тогда в Керчи лицей искусств. Нефедова согласилась, но с одним условием: ее мальчишки должны быть вместе с ней. 40 юных хористов, школьников 5-9 классов, стали одними из первых лицеистов.

В лицее случилось самое важное событие в жизни коллектива: из хора мальчиков он вырос в хоровую капеллу. Кроме лицеистов в ее состав влились юноши, которые прежде занимпались в хоре. Хоровая капелла родилалсь благодаря особому репертуару, ставшему главным творческим направлением коллектива, -- исполнению духовной и классической музыки. "В духовной музыке нет посредственной музыки, -- поясняет свое отношение Ольга Павловна. -- В ней лучше раскрывается внутреннее содержание самого исполнителя. Может быть для детей не всегда понятен текст, но мы долго работаем над ним, объясняем каждое слово, я даю им прочувствовать духовность содержания. После этого с ребятами можно входить в большую глубину -- и все благодаря их юной, но уже мужской логике, серьезности, бескомпромиссности. Если мальчишек загипнотизировать работой, то они точнее и глубже, чем девочки, Проникаются смыслом музыки и слов, не размениваются на мелочи, не отвлекаются на посторонние эмоции -- они полностью отдаются музыке и погружаются в нее с головой. В их иполнении звучит сердце."

Эта особо чувственная манера исполнения керченских мальчишек завораживает всех, а иностранцев она просто поражает. Не столько качеством звука, техничностью, сколько осмыслением и духовностью. "Ваши поют сердцем, русской надрывностью -- мы плачем от волнения", -- такие отзывы сопутствуют каждому гастрольному выезду за рубеж. "Иностранные специалисты-хоровики утверждают, что даже в исполнение зарубежной классики мы добавляем свое славянское, душевное, чувствунное отношение, -- делится Ольга Павловна Нефедова. -- Они правы не только как слушатели, но и как профессионалы. Я на каждом занятии учу своих мальчишек, что, если не будет сердце в музыке звучать, то слушатель не заплачет. Главное -- наполнить музыку содержанием. Можно петь технично, но холодно -- и тогда такое исполнение никого не тронет".

Ребята настолько проникнуты мыслями своего педагога, вжились в них, что чувствуются в унисон с ней. И когда одного из хористов Костю Кириченко журналисты попросили передать свое ощущение от исполнения, то он сказал: "Мне нравится, что люди плачут. Не потому, что им плохо, а от того, что им нравится мое пение".

Ребятам стал необходим сам процесс пения. Они очень много занимаются музыкой: хор, инструмент. К тому же большинство мальчиков сами сочиняют песни, играют на гитаре. И тем не менее Ольга Павловна не ставит задачу ни перед собой, ни перед хористами сделать из мальчишек профессионгальных музыкантов. Единицы бывших хористов сделали музыку своей профессией. В большинстве своем воспитанники хоровой капеллы учатся или уже успели закончить престижные технические и гуманитарные вузы. Участие в хоре учит их не только и не столкьо преданности музыке, увлеченности ею, сколько целеустремленной работе. Напряженные рабочие будни, в которых, кроме каждодневных занятий музыкой и 2-3-х серьезных и продолжительных гастрольных туров, все обязательны школьные дисциплины, закаляют характер мальчишек. Все они хорошо учатся, потому что в лицее не может быть плохих учеников.

"Как бы я мальчишек не срамила -- я их очень уважаю, -- отзывается о своих воспитанниках Нефедова. -- Они переломили себя, сумели отстоять собственное желание заниматься музыкой и возвыситься над окружающим их негативным отношением к поющим мальчикам. Знаю, насколько это было сложно, особенно на первых порах становления коллектива. Это сейчас к ним с уважением относятся и сверстники, и взрослые, а 20 и даже 10 лет назад все было иначе".

Отнолшение к хору и его участникам во многом изменило популярность сначала в Советском Союзе, а затем и за рубежом. Выходу хора мальчиков из провинциальной тени на большую сцену широкой известности у профессионалов и слушателей поспособствовало существовавшая на центральном телевидении передача "Хор плюс мы". После первого показа на телевизионном экране керченский хор мальчиков пригласили в Москву, где они с успехом выступали и вновь попали в объектив телекамеры. Это было первые шаги к известности. По-настоящему она пришла к воспитанникам Ольга Павловны Нефедовой, когда "Родник" попал в орбиту международных хоровых фестивалей. Вслед за участием в 1996 году в международном конгрессе "Пуери канторес" ("Поющие мальчики") одно за другим последовали приглашения за рубеж. В Голландии, Германии, Италии, Австрии, Польше "Родник" из Керчи хорошо известен знатокам и любителям хорового искусства. Недавно возвратились из Польши, где на международном фестивале рождественских колядок получили главный приз -- бесплатную поездку на Всеевропейский слет хоров. Он пройдет в польском городе Бенджине в сентебяре. В июле хоровая капелла выступит во французском Лионе на очередном международной конгрессе "Пуери канторес". В октябре "Родник" ждут в Голландии, где за ним зарезервирован гастрольный тур по этой стране.

Участие в международных конгрессах и фестивалях открывает перед хоровой капеллой возможности новых колнтактов, новых гастролей. "Это дает нам возможность расти творчески -- иначе бы мы так и варились в собственном соку, -- делится своими рассуждениями Ольга Павловна. -- Я говорю абсолютно откровенно: у ребят нет цели и стремления к зарубежным поездкам. Выступления коллектива на "Музыкальных ассамблеях" в Керчи они воспринимают даже более ответственно, потому что здесь у них свой постоянный слушатель".

"Музыкальные ассамблеи" -- авторская творческая программа Ольги Нефедовой и ее воспитанников. Это тематические музыкальные вечера, посвящаемые различным жанрам и направлениям в музыке, композиторскому творчеству: "Аве, Мария" в музыке", "Православная литургия", "Вокальная и хоровая музыка Моцарта", "Фольклор и обработка народных мелодий".

Это светсткая сторона жизни и творчество хоровой капеллы "Родник". Есть и другая, духовная -- та, что отличает "Родник" от подобных ему коллективов. Все они представляют в своем репертуаре разнообразие музыкальных жанров. Но ни один из них, кроме "Родника", не поет в храме во время службы. Дважды в месяц 9 лет подряд в городском соборе Керчи поют мальчишки из хоровой капеллы "Родник" на воскресных литургиях. И все эти годы без них не проходят в городском соборе пасхальных и рождественские службы. Петь на праздничные службы, если только выпадает такая возможность, обязательно приезжают бывшие хористы. Это самые для мальчишек сложные и ответственне выступления: они поют в унисон душам и сердцам молящихся. Репертуар духовной музыки капеллы обширный: "Благослови, душе моя, Господа" Ипполитова-Иванова, "Хвали душе" архимандрита Никанора, "Слава, единородный сыне" Турчанинова, "Херувимская" и "Достойно есть" Бортнянского, "Милость мира" и "Тебе поем" Чайковского, "Отче наш" Кошица, "Реквием" Моцарта, "Молитва за Украину" Лысенко и др.

На ней выросли практически все поколения хористов Нефедовой, среди которых существует, не смотря на разницу в возрасте, особое мужское братство, свой круг. Все нынешний и повзрослевшие мальчишки выросли в атмосфере ответственности друг за друга. За поющими в хоре старшими братьями приходят младшие. Здесь складываются музыкальные традиции семей хорстов -- так повелось с самого начала. На сцене выросли и повзрослели Юра и Саша Лошаковы, Антон и Коля Касьяненко, Витя и Саша Косяченко, Денис и Паша Ткачук, Паша и Толя Скударниковы, Алеша и Антон Хижняковы. "У нас существует семейный подряд, -- смеется Ольга Павловна. -- Трое Гришиных -- отец и два сына. А Владимир Ступинков продолжает петь в хоре, хотя его сын окончил лицей и уехал учиться".

От родителей хористов очень многое зависит. "Если бы не понимание родителей, то многих успекхов у хора могло и не быть, -- чистосердечно признает Ольга Павловна. -- Мы делаем большую ставку на родителей, потому что если они всерьез не воспринимают занятие сыновей музыкой, то у мальшичек закрывается душа. Я счастива, что на каждом из этапов существования коллектива рядом оказывались родители, которые помггали и помогают ему: Моськины, Касьяненко, Хижняковы. Мы сообща воспитываем мальчиков, органузуем их досуг не одной музыкой, а бываем в походах, устраиваем капустники, у нас есть свой праздник -- посвящение в хористы."

Мальчишки растут в интеллигентной, творческой атмосфере, которая станет их счастливым и надежным истоком на всю жизнь, где всегда будем место песни и верному товариществу.

 

По материалам керченской прессы

 
     
 
 
По всем вопросам обращайтесь - kopilka@ukr.net
Дизайн сайта - РИА "Копилка"
Copyright © 2001 РИА "Копилка"
Hosted by uCoz