|
Река в гору не течет
Избирательная компания по выборам в народные депутаты Украины и
Верховной Рады Автономной Республики Крым финишировала. Народ выбор сделал.
Подведены итоги и названы победители. Теперь они будут определять социально-экономическую и политико-идеологическую ориентацию Украины на ближайшие
четыре года.
В ходе предвыборной кампании практически
каждый депутат обещает интегрировать Украину в Европейское и мировое общество
и одновременно защитить национальный рынок и отечественного производителя. Но
это абсурд. Одно противоречит другому. Тот, кто выдвигает себя в слуги народа,
азбучные истины экономики должен знать.
Для защиты отечественного производителя нужен жесткий протекционизм.
Прежде всего, необходимо закрыть внутренний рынок и запретить ввоз в страну
любой продукции, аналоги которой производят в Украине, даже худшие по качеству.
Это послужит мощным стимулом возрождения производства в Украине. Вместо этого
нас предлагают интегрировать в мировое сообщество. Зачем? Чтобы через несколько
лет мы ели черный хлеб и перловую кашу? Нас и так туда примут, главное не
спешить. Сейчас условия приема диктуют они, потом будем диктовать мы. Западной
Европе и США это надо больше, чем Украине. Наша страна для них -- это огромный
рынок сбыта, куда мировое сообщество пытается сбросить (и сбрасывает)
некачественную, несъедобную и залежалую продукцию, которую в своих странах
продать невозможно. Посмотрите, как "задергались" США когда Россия и Украина
временно приостановили ввоз "ножек Буша". Для защиты своего рынка те же США
ввели ограничения на поставки металла из Украины и ряда других стран.
Требования об ускорении процесса вхождения Украины в структуры
Европейского Союза обусловлены не объективными экономическими причинами, а
желанием определенного круга лиц получить кредиты Запада и разворовать их.
Особого внимания заслуживают обещания по привлечению в страну
иностранных инвестиций. Это очередной миф. Иностранные инвестиции в Украину
не пойдут. Иностранные инвесторы не собираются вкладывать деньги в
отечественную промышленность, им это не выгодно. Река в гору не течет, законы
физики не позволяют. В экономике так же действуют свои законы.
Потребность украинской экономики в иностранных инвестициях, по оценкам
экспертов, составляет 40 -- 50 млрд. долларов США. За годы независимости объем
прямых иностранных инвестиций составил 4,4 млрд. долларов. Иностранный капитал
пришел в торговлю, общественное питание, банковский сектор, страхование,
пищевую промышленность. Инвесторы вложили деньги в самые перспективные
предприятия, требуя от государства эксклюзивных прав и льгот и ставя под угрозу
существование других производств.
Иностранный инвестор, вкладывая деньги в отечественную экономику,
рассчитывает на возмещение своих затрат и получение прибыли. Свою прибыль в
гривнах он предполагает обменять на доллары и вывезти из страны. А где в Украине
взять сразу столько долларов? Инвестор считать умеет. Только в 1999 году экспорт
превысил импорт на 0,83 млрд. долларов, а до этого ежегодный дефицит платежного
баланса составлял около 1,3 млрд. долларов. Еще и внешний долг, который превысил
12,4 млрд. долларов, выплачивать надо. На такой нищий рынок инвестора не
заманишь.
Однако основная причина отсутствия иностранных инвестиций заключается в
другом. В Украине слишком высокие затраты на производство и заработную плату.
Средняя заработная плата промышленного рабочего в Украине в 2,5-3 раза
превышает заработную плату рабочего в Латинской Америке, Южной и Юго --
Восточной Азии. А мировые цены практически везде одинаковы. Поэтому ни один
инвестор, в условиях свободного перемещения капиталов, средства в Украину
вкладывать не будут. Утверждения депутатов, как и различных партий, о
привлечении инвестиций или лживы или свидетельствуют об их профессиональной
непригодности на роль депутатов.
Народные депутаты Украины, добившись для себя депутатской
неприкосновенности, для предприятий ввели презумпцию виновности. Любое
предприятие виновно с момента своей регистрации лишь только потому, что мала
доходная часть бюджета. Как в басне Крылова: ягненок виноват потому, что волк
хочет кушать. Напрасно возмущаются директора, когда налоговики штрафуют
предприятия без всяких на то оснований, "государевы люди" лишь выполняют
депутатскую волю. План по штрафам -- это закон, а Закон "О государственном
бюджете Украины" надо исполнять.
Если читатель думает, что денег в государстве действительно не хватает, то он
глубоко ошибается. Деньги в стране есть, и много, просто они находятся не в тех
карманах. На долю предприятий с иностранным капиталом приходится 94% общего
количества производимых в Украине сигарет. В прошлом году только три компании
уплатили в государственный бюджет налогов и сборов на сумму свыше 1,2 млрд.
грн., а 2,8 млрд. грн. в качестве прибыли осело в частных карманах. Это почти в пять
раз больше, чем получило государство в виде "табачного" акцизного сбора со всех
производителей табачной продукции.
Прибыль с каждой пачки сигарет "Ватра" раньше поступала в государственный
бюджет Украины. Выручка от продажи пачки "Ватра Премиум" обменивается на
доллары, которые зарабатывают металлурги, и вывозится за границу. Аналогичная
ситуация и с пивоваренными заводами. Из каждых 10 бутылок пива, производимых в
Украине, 7 выпускают предприятия с иностранными инвестициями. Табаком и
алкоголем " травится" народ Украины, а прибыль получают транснациональные
компании. А ведь это те деньги, которые могли быть направлены на увеличение
пенсий, стипендий, зарплат бюджетникам.
Могли бы, если бы народные избранники не лишили государство источника
наполнения бюджета -- монополии на производство табачных изделии, пива и водки.
Однако этого им показалось мало, и в свои предвыборные программы они включили
тезисы о. льготной системе налогообложения для иностранных инвесторов. Ведь в
Украине еще остались лакомые кусочки: 23 облэнерго, " Укртелеком", газовая
"труба", приносящая ежегодно в бюджет 5 млрд. долларов, и кое-что по мелочи:
Феодосийская табачная фабрика, ГАК "Хлеб Украины" да полдюжины мини-пивзаводов.
Самое "интересное" то, что эта "труба", стоимость которой по оценкам
специалистов составляет 20 -- 25 млрд. долларов, может быть выставлена на торги
всего за 2,5 млрд., из которых 2 млрд. уйдет на ее латание.
В отечественной экономике бал правят затраты. Повышение эффективности
производства и увеличение объема выпускаемой продукции за счет внедрения
капитало -- и ресурсосберегающих и безотходных технологий автоматически ведет к
возрастанию налогов. Существующая система налогообложения является тормозом
не только производства, но и научно -- технического прогресса в целом. Однако
вместо кардинального решения проблемы аналоговую систему Украины пытаются
подстроить под стандарты Европейского сообщества. При этом депутаты, находясь в
плену стереотипов, напрочь забывают о том, что в странах Европы совокупный доход
на душу населения составляет 22- 24 тыс. долларов в год. Опыт любой страны всегда
четко привязан к конкретным условиям, месту и времени и не может быть
автоматически перенесен в другое государство. Необходимо уменьшать не ставки
налога на прибыль и НДС, а менять концептуальную базу налогообложения.
Будущее отечественной экономики зависит от механизма ее развития.
Главными элементами этого механизма являются: вывоз капитала за рубеж, внешняя
торговля, использование валютных средств. Однако эти вопросы депутаты в своих
программах даже не затронули. Разграбление страны продолжается.
Анатолий Москвин,
доцент Керченского морского технологического института.
По материалам керченской прессы.
|
|