Ценою здоровья зачастую моряку достаются деньги
История медицинского обслуживания моряков русского флота берет
свое начало с ХVIII века, с периода отечественного кораблестроения и
первых морских походов Петра I.
Обязанности медицинских членов на флоте определялись Морским
уставом, утвержденным в 1720 г. Создаются первые адмиралтейские
госпитали в Санкт-Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Риге, Архангельске,
Херсоне.
В 1918 г. председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным
был подписан декрет о национализации флота. Было издано "Положение о нормировании
труда и зарплаты рабочих и служащих морского и речного
транспорта Российской республики".
После постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах
по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки
в стране" (1968 г.) в службе здоровья на водном транспорте наступают
положительные перемены. В составе Министерств здравоохранения РСФСР
в 1969 г. создается отдел лечебно-профилактической помощи работникам
водные транспорта, а в республиканской санэпидстанции -- отдел
гигиены и эпидемиологии на водном транспорту. При центральных бассейновых
больницах создаются отделы судовой медицины.
В соответствии с программой экономического и социального развития
СССР интенсивно развивается морской и рёчной транспорт.
Роль медико-санитарных служб флота возрастает. Первая в Советском
Союзе кафедра морской медицины создана в 1977 году при Одесском
медицинском университете, где прошли подготовку более 1500 судовых
врачей. В 1993 году морская медицина получила статус научной специальность
впоследствии был организован УкрНИИ морской медицины.
Условия труда на флоте всегда отличались спецификой и обилием
факторов риска, поэтому профессиональная деятельность судовых специалистов
рассматривается как специфическая. Главной особенностью,
влияющей на уровень заболеваемости и работоспособности моряков,
является единство зоны труда и отдыха, а также постоянное воздействие
комплекса факторов внешней среды -- шума, вибрации, электромагнитных
и инфракрасных излучений, смены часовых поясов и климатических зон.
Режим труда и отдыха, круглосуточное вынужденное пребывание в
ограниченной зоне судовых помещений, высокое нервно-психическое и эмоциональное
напряжение -- это производственные факторы, оказывающие
негативное воздействие на плавсостав -- более 50 человек.
Адаптационные возможности организма в течение первых лет работы на
флоте, уравновешивают вредное воздействие факторов. Однако в дальнейшем
происходит истощение адаптационных механизмов, что ведет к
росту заболеваемости.
Организационно-экономические преобразования водного транспорта
Украины характеризуются сменой форм собственности, образованием
частных и акционерных компаний, передачей судов под "удобные флаги".
Работая под фрахтом, суда длительное время не заходят в порты приписки,
а установившаяся практика ареста украинских судов в иностранных портах
ведет к длительному пребыванию экипажей в условиях нарушения гигиенического
нормирования основных систем жизнеобеспечения -- водоснабжения
и питания.
Внедрение на судах средств комплексной автоматизации, повышение
интенсивности судоходства, а также эксплуатация судов сокращенными
экипажами приводят к напряженности труда моряков, что не может не
сказаться на росте их заболеваемости.
По данным НИИ морокой медицины заболеваемость плавсостава в 1,7
превышает заболеваемость береговых работников: 24,3% плавсостава
имеют различные хронические заболевания, 4-6% моряков ежегодно списывают
с кораблей по состоянию здоровья; так называемая возрастная
патология у моряков, сдвинута, в среднем, на 5 лет в сторону омоложения.
В последние годы мы с тревогой отмечаем рост заболеваний сердечно-
сосудистой системы (в 3 раза), желудочно-кишечного тракта (в 2,1 раза),
травматизма (в 2 раза). С 1955 по 1997 годы более чем в 2 раза увеличилась
общая заболеваемость плавсостава, число обострений хронических
заболеваний и случаи внезапной смерти на рабочих местах.
Растет число самоубийств. За 1997 год зарегистрировано среди плавсостава-
23 случая заболевания малярией, из них -- 6 с летальным исходом. Это
могло-произойти лишь при невыполнении элементарных санитарных и профилактических
мероприятий во время рейса, при отсутствии медицинской
помощи, приведших к такому трагическому исходу.
Ухудшение здоровья наиболее характерно для граждан Украины,
работающих на судах под иностранными флагами и в частных судоходных
компаниях. Эксплуатируя флот, они грубо нарушают санитарное законодательство
Украины и международные конвенции по охране здоровья.
Важность проблем морской медицины не вызывает сомнений.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо сотрудничество
государственных структур -- Министерств здравоохранения, транспорта
и других заинтересованных ведомств. Необходимо восстановить штат
судовых врачей и возобновить в полном объеме лечебно-профилактическую
помощь плавсоставу. Однако, именно в этой ситуации, в системе
Министерств Здравоохранения Украины с 1999 г. не осталось ни одного
лица, курирующего вопросы медицины водного транспорта.
Анатолий Филимонов,
главный врач Керченской портовой больницы.
По материалам керченской прессы.
|