Сотни Логотип РИА "Копилка"

Вернуться назадНа главную страницу

 

 
 

Ценою здоровья зачастую моряку достаются деньги

История медицинского обслуживания моряков русского флота берет свое начало с ХVIII века, с периода отечественного кораблестроения и первых морских походов Петра I.

Обязанности медицинских членов на флоте определялись Морским уставом, утвержденным в 1720 г. Создаются первые адмиралтейские госпитали в Санкт-Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Риге, Архангельске, Херсоне.

В 1918 г. председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным был подписан декрет о национализации флота. Было издано "Положение о нормировании труда и зарплаты рабочих и служащих морского и речного транспорта Российской республики".

После постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (1968 г.) в службе здоровья на водном транспорте наступают положительные перемены. В составе Министерств здравоохранения РСФСР в 1969 г. создается отдел лечебно-профилактической помощи работникам водные транспорта, а в республиканской санэпидстанции -- отдел гигиены и эпидемиологии на водном транспорту. При центральных бассейновых больницах создаются отделы судовой медицины.

В соответствии с программой экономического и социального развития СССР интенсивно развивается морской и рёчной транспорт. Роль медико-санитарных служб флота возрастает. Первая в Советском Союзе кафедра морской медицины создана в 1977 году при Одесском медицинском университете, где прошли подготовку более 1500 судовых врачей. В 1993 году морская медицина получила статус научной специальность впоследствии был организован УкрНИИ морской медицины.

Условия труда на флоте всегда отличались спецификой и обилием факторов риска, поэтому профессиональная деятельность судовых специалистов рассматривается как специфическая. Главной особенностью, влияющей на уровень заболеваемости и работоспособности моряков, является единство зоны труда и отдыха, а также постоянное воздействие комплекса факторов внешней среды -- шума, вибрации, электромагнитных и инфракрасных излучений, смены часовых поясов и климатических зон. Режим труда и отдыха, круглосуточное вынужденное пребывание в ограниченной зоне судовых помещений, высокое нервно-психическое и эмоциональное напряжение -- это производственные факторы, оказывающие негативное воздействие на плавсостав -- более 50 человек. Адаптационные возможности организма в течение первых лет работы на флоте, уравновешивают вредное воздействие факторов. Однако в дальнейшем происходит истощение адаптационных механизмов, что ведет к росту заболеваемости.

Организационно-экономические преобразования водного транспорта Украины характеризуются сменой форм собственности, образованием частных и акционерных компаний, передачей судов под "удобные флаги". Работая под фрахтом, суда длительное время не заходят в порты приписки, а установившаяся практика ареста украинских судов в иностранных портах ведет к длительному пребыванию экипажей в условиях нарушения гигиенического нормирования основных систем жизнеобеспечения -- водоснабжения и питания.

Внедрение на судах средств комплексной автоматизации, повышение интенсивности судоходства, а также эксплуатация судов сокращенными экипажами приводят к напряженности труда моряков, что не может не сказаться на росте их заболеваемости.

По данным НИИ морокой медицины заболеваемость плавсостава в 1,7 превышает заболеваемость береговых работников: 24,3% плавсостава имеют различные хронические заболевания, 4-6% моряков ежегодно списывают с кораблей по состоянию здоровья; так называемая возрастная патология у моряков, сдвинута, в среднем, на 5 лет в сторону омоложения.

В последние годы мы с тревогой отмечаем рост заболеваний сердечно- сосудистой системы (в 3 раза), желудочно-кишечного тракта (в 2,1 раза), травматизма (в 2 раза). С 1955 по 1997 годы более чем в 2 раза увеличилась общая заболеваемость плавсостава, число обострений хронических заболеваний и случаи внезапной смерти на рабочих местах. Растет число самоубийств. За 1997 год зарегистрировано среди плавсостава- 23 случая заболевания малярией, из них -- 6 с летальным исходом. Это могло-произойти лишь при невыполнении элементарных санитарных и профилактических мероприятий во время рейса, при отсутствии медицинской помощи, приведших к такому трагическому исходу.

Ухудшение здоровья наиболее характерно для граждан Украины, работающих на судах под иностранными флагами и в частных судоходных компаниях. Эксплуатируя флот, они грубо нарушают санитарное законодательство Украины и международные конвенции по охране здоровья.

Важность проблем морской медицины не вызывает сомнений.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо сотрудничество государственных структур -- Министерств здравоохранения, транспорта и других заинтересованных ведомств. Необходимо восстановить штат судовых врачей и возобновить в полном объеме лечебно-профилактическую помощь плавсоставу. Однако, именно в этой ситуации, в системе Министерств Здравоохранения Украины с 1999 г. не осталось ни одного лица, курирующего вопросы медицины водного транспорта.

Анатолий Филимонов, главный врач Керченской портовой больницы.

 

По материалам керченской прессы.

 
     
 
 
По всем вопросам обращайтесь - kopilka@ukr.net
Дизайн сайта - РИА "Копилка"
Copyright © 2001 РИА "Копилка"
Hosted by uCoz