Сотни Логотип РИА "Копилка"

Вернуться назадНа главную страницу

 

 
 

Учить по-новому

Мы все желаем своим детям добра, хотим видеть их лучше, умнее и главное -- счастливее и удачливее нас самих. А как мы воспитываем и учим их? Так же, как наши родители и педагоги воспитывали и наставляли нас. Другое, не наше время, иные стандарты жизни, новые ценности, а мы все равняем прежними мерками, словно ветер перемен обошел нас стороной. И поступаем так не потому, что не отдаем себе отчета в факте происходящих перемен, а потому, что, понимая их необходимость, не знаем, как надо учить и готовить к этому своих детей.

Хотим мы этого или нет, но наша жизнь во всей многовекторности подверстывается под европейские стандарты. В том числе и в образовательной сфере. А иначе и быть не может: наши дети должны учиться жить по образцам демократического общества, быть внутреннее и внешне свободными, в том числе в своих мыслях и поступках.

Не в последнюю очередь по этой причине с будущего учебного года в школьную программу в качестве пробного, пилотного предмета вводится новый учебный курс "Мы -- граждане Украины". Как эксперимент он будет опробироваться в двух керченских школах -- №12 и №17. Конечно, как ко всему нетрадиционному, отношение к введению столь "свободолюбивого" учебного предмета у педагогической общественности не однозначное. Еще бы! Учеников пусть и старших классов, но детей по сути, станут учить открыто выражать свою точку зрения, иметь собственное мнение и отстаивать права личности.

Однако у ученического свободомыслия есть свои сторонники и даже идеологи. Одна из них -- активная, инициативная и энергичная -- преподаватель английского языка школы №12 Лариса Михайловна Забелина. 15-летний опыт учительства не сделал ее догматиком устоявшихся педагогических норм и правил. В 1999 году Л. М. Забелина подала заявку на участие в проводимом просветительской организацией "Американский совет международного образования" конкурсе "Партнеры в образовании". Выиграв в нем, Лариса Михайловна 2 месяца стажировалась в университете и школах всех уровней и различных форм собственности города Бозман штата Монтана.

Программа обучения включала не столько усовершенствование знаний английского языка и методику его преподавания, сколько знакомство с новыми идеями и технологиями в преподавании предметов общественного курса, в частности, практического права. По примеру обучения американских школьников теперь и наших детей станут учить быть гражданами. Кстати, прошедшие выборы показали, что и мы, взрослые и состоявшиеся в жизни и на профессиональном поприще люди, не во всем были готовы к ним. А в следующих выборах уже будет участвовать некоторая часть сегодняшних старшеклассников, а через 4 года -- уже они все. На уроках курса "Мы -- граждане Украины" им дадут навыки в лоббировании своих интересов законным путем, умения обращаться в инстанции за разрешением своих прав, владения системой общественных отношений, толирантности и законопослушания.

Конечным результатам в изучении этого предмета является развитие критического мышления. Это не критиканство, как может показаться людям старшего поколения, опасающимся молодежного экстремального инакомыслия, а высший уровень логического мышления. Оно предполагает самосознание, самооценку и самоуважение личности. Критическое мышление -- высший уровень мыслительных процессов и познания, которые требуют от учеников умений и навыков не просто запоминать информацию, а обрабатывать и применять ее в разнообразии жизни. Умственные процессы включат в себя причинно-следственный анализ, сравнение, противопоставление, обобщение, разрешение проблемы, исследование, индуктивно-дедуктивное размышление, экспериментирование и творчество.

Чтобы развивать эти навыки у школьников, педагоги должны овладеть методической системой "Развитие критического мышления в преподавании различных предметов". Новая методика включает знания таких форм работы, как "мозговой штурм", когда в ходе обсуждения вырабатывается коллективное решение проблемы. В ходе ролевой игры находятся способы разрешения практических задач. Применим метод обсуждения казусных или, напротив, реальных злободневных событий. К новым методам обучения относятся учебное сотрудничество, приближенное к реальности, интеллектуально развивающее и самооценивающее обучение.

Подобная методика применима в преподавании и при изучении любого предмета. Правда, в отличие от американских педагогов, которые учат тому, что есть в жизни, то есть реальности, наши преподаватели учат школьников тому, как должно происходить, т. е. образцу идеала. Но именно благодаря методике "Развитие критического мышления", введению учебного предмета "Мы -- граждане Украины" акцент в образовании постепенно будет смещаться с объема теоретических знаний в сторону приобретения учащимися совокупности практических умений и навыков.

Но прежде, чем в класс войдет педагог, готовый к переоценке акцентов образования, его самого надо научить. Эту цель и ставила перед собой Лариса Михайловна Забелина, взявшая на себя руководство проектом "Методика критического мышления в школах Восточного Крыма". Ее партнерами в этом образовательном проекте выступили директор Киевского научно-методического центра развития критического и образного мышления "Интеллект" Наталья Адамовна Кравченко, руководитель учебно-воспитательного комплекса "Лицей искусств" Алексей2 Дмитриевич Борисов и начальник управления образования Владимир Васильевич Идт. Учеба проходила в форме семинаров, в результате которых 27 педагогов Керчи и сельского Ленинского района получили право на внедрение этой методики.

Всех этих учителей с полным правом и на вполне заслуженном основании можно назвать новаторами. Обучение прошли преподаватели истории, математики, украинского и английского языков, психологи, логопеды, администраторы школ, сотрудники дошкольных учреждений, педагоги лицеев и профессионально-технических училищ. 27 учителей, 6 городских школ, лицей искусств, бизнес-лицей, ВПУ-12, альтернативная школа "Ювента", учебные учреждения сельского района получили доступ к новейшей методической системе. Она активно внедряется в практику, поэтому у нынешних школьников есть реальная возможность осознать себя гражданами страны, свободомыслящими личностями, стать иными, чем мы, и научиться соответствовать образу и уровню современной жизни.

Владимир Васильевич Идт, начальник управления образования.

 

По материалам керченской прессы.

 
     
 
 
По всем вопросам обращайтесь - kopilka@ukr.net
Дизайн сайта - РИА "Копилка"
Copyright © 2001 РИА "Копилка"
Hosted by uCoz