|
Учить по-новому
Мы все желаем своим детям добра, хотим видеть их лучше, умнее и
главное -- счастливее и удачливее нас самих. А как мы воспитываем и
учим их? Так же, как наши родители и педагоги воспитывали и
наставляли нас. Другое, не наше время, иные стандарты жизни, новые
ценности, а мы все равняем прежними мерками, словно ветер перемен
обошел нас стороной. И поступаем так не потому, что не отдаем себе
отчета в факте происходящих перемен, а потому, что, понимая их
необходимость, не знаем, как надо учить и готовить к этому своих
детей.
Хотим мы этого или нет, но наша жизнь во всей многовекторности
подверстывается под европейские стандарты. В том числе и в
образовательной сфере. А иначе и быть не может: наши дети должны
учиться жить по образцам демократического общества, быть внутреннее и
внешне свободными, в том числе в своих мыслях и поступках.
Не в последнюю очередь по этой причине с будущего учебного года в
школьную программу в качестве пробного, пилотного предмета вводится
новый учебный курс "Мы -- граждане Украины". Как эксперимент он будет
опробироваться в двух керченских школах -- №12 и №17. Конечно, как ко
всему нетрадиционному, отношение к введению столь "свободолюбивого"
учебного предмета у педагогической общественности не однозначное. Еще
бы! Учеников пусть и старших классов, но детей по сути, станут учить
открыто выражать свою точку зрения, иметь собственное мнение и
отстаивать права личности.
Однако у ученического свободомыслия есть свои сторонники и даже
идеологи. Одна из них -- активная, инициативная и энергичная --
преподаватель английского языка школы №12 Лариса Михайловна Забелина.
15-летний опыт учительства не сделал ее догматиком устоявшихся
педагогических норм и правил. В 1999 году Л. М. Забелина подала
заявку на участие в проводимом просветительской организацией
"Американский совет международного образования" конкурсе "Партнеры в
образовании". Выиграв в нем, Лариса Михайловна 2 месяца стажировалась
в университете и школах всех уровней и различных форм собственности
города Бозман штата Монтана.
Программа обучения включала не столько усовершенствование знаний
английского языка и методику его преподавания, сколько знакомство с
новыми идеями и технологиями в преподавании предметов общественного
курса, в частности, практического права. По примеру обучения
американских школьников теперь и наших детей станут учить быть
гражданами. Кстати, прошедшие выборы показали, что и мы, взрослые и
состоявшиеся в жизни и на профессиональном поприще люди, не во всем
были готовы к ним. А в следующих выборах уже будет участвовать
некоторая часть сегодняшних старшеклассников, а через 4 года -- уже
они все. На уроках курса "Мы -- граждане Украины" им дадут навыки в
лоббировании своих интересов законным путем, умения обращаться в
инстанции за разрешением своих прав, владения системой общественных
отношений, толирантности и законопослушания.
Конечным результатам в изучении этого предмета является развитие
критического мышления. Это не критиканство, как может показаться
людям старшего поколения, опасающимся молодежного экстремального
инакомыслия, а высший уровень логического мышления. Оно предполагает
самосознание, самооценку и самоуважение личности. Критическое
мышление -- высший уровень мыслительных процессов и познания, которые
требуют от учеников умений и навыков не просто запоминать информацию,
а обрабатывать и применять ее в разнообразии жизни. Умственные
процессы включат в себя причинно-следственный анализ, сравнение,
противопоставление, обобщение, разрешение проблемы, исследование,
индуктивно-дедуктивное размышление, экспериментирование и творчество.
Чтобы развивать эти навыки у школьников, педагоги должны овладеть
методической системой "Развитие критического мышления в преподавании
различных предметов". Новая методика включает знания таких форм
работы, как "мозговой штурм", когда в ходе обсуждения вырабатывается
коллективное решение проблемы. В ходе ролевой игры находятся способы
разрешения практических задач. Применим метод обсуждения казусных
или, напротив, реальных злободневных событий. К новым методам
обучения относятся учебное сотрудничество, приближенное к реальности,
интеллектуально развивающее и самооценивающее обучение.
Подобная методика применима в преподавании и при изучении любого
предмета. Правда, в отличие от американских педагогов, которые учат
тому, что есть в жизни, то есть реальности, наши преподаватели учат
школьников тому, как должно происходить, т. е. образцу идеала. Но
именно благодаря методике "Развитие критического мышления", введению
учебного предмета "Мы -- граждане Украины" акцент в образовании
постепенно будет смещаться с объема теоретических знаний в сторону
приобретения учащимися совокупности практических умений и навыков.
Но прежде, чем в класс войдет педагог, готовый к переоценке акцентов
образования, его самого надо научить. Эту цель и ставила перед собой
Лариса Михайловна Забелина, взявшая на себя руководство проектом
"Методика критического мышления в школах Восточного Крыма". Ее
партнерами в этом образовательном проекте выступили директор
Киевского научно-методического центра развития критического и
образного мышления "Интеллект" Наталья Адамовна Кравченко,
руководитель учебно-воспитательного комплекса "Лицей искусств"
Алексей2 Дмитриевич Борисов и начальник управления образования
Владимир Васильевич Идт. Учеба проходила в форме семинаров, в
результате которых 27 педагогов Керчи и сельского Ленинского района
получили право на внедрение этой методики.
Всех этих учителей с полным правом и на вполне заслуженном основании
можно назвать новаторами. Обучение прошли преподаватели истории,
математики, украинского и английского языков, психологи, логопеды,
администраторы школ, сотрудники дошкольных учреждений, педагоги
лицеев и профессионально-технических училищ. 27 учителей, 6 городских
школ, лицей искусств, бизнес-лицей, ВПУ-12, альтернативная школа
"Ювента", учебные учреждения сельского района получили доступ к
новейшей методической системе. Она активно внедряется в практику,
поэтому у нынешних школьников есть реальная возможность осознать себя
гражданами страны, свободомыслящими личностями, стать иными, чем мы, и
научиться соответствовать образу и уровню современной жизни.
Владимир Васильевич Идт, начальник управления образования.
По материалам керченской прессы.
|
|