Сложная ситуация сложилась с автотранспортом в Керчи
Не припомню случая, чтобы при общении керчан с городским головой --
будь-то сходы, встречи, прямые радиоэфиры -- там бы ни поднимался
вопрос о работе автотранспорта. Причем в большинстве своем они
касаются деятельности ОАО "Керченское АТП-14313", которое многие
годы, и люди свыклись с этим, являлось монополистом в перевозке
пассажиров. И хотя в последние годы очевидным становится лидерство в
этой сфере частных автоперевозчиков, слух о сокращении деятельности
АТП-14313 вызвал волну, как оказалось, преждевременных и
неоправданных пересудов, связанных с опасением прежде всего льготных
категорий пассажиров остаться без бесплатных средств передвижений по
городу.
Председатель правления предприятия Александр Попелов пояснил по
просьбе наших читателей истинное положение дел.
-- Ввиду сложной экономической ситуации на предприятии, которое
объясняется серьезной конкуренцией частного транспорта на маршрутах,
недополучением бюджетной компенсации за перевозку льготных категорий
пассажиров, правление и наблюдательный совет нашего предприятия
предложили рассмотреть вопрос создания закрытого акционерного общества.
Предполагалось сделать это, передав новой структуре часть основных
средств в виде 16 автобусов, осуществляющих междугородные
пассажирские перевозки. Получаемую ЗАО прибыль планировалось
направлять на ремонт, надлежащее техническое и эстетическое состояние
автобусов, которые в настоящее время, к сожалению, не выдерживают
конкуренции с другими перевозчиками, что грозит предприятию потерей
многих рейсов, маршруты которых нарабатывались нашими водителями
годами. Однако после обсуждения на заседании исполкома принятое
правлением и наблюдательным советом решения осуществляться не будет.
Все остается на своих местах, поэтому хочу успокоить керчан:
АТП-14313 работало и продолжает работать как прежде.
-- Александр Михайович, но ведь поиск путей выхода из сложной
экономической ситуации стал следствием работы предприятия в условиях
жесткой конкуренции со стороны частных автоперевозчиков, низкого
уровня бюджетного финансирования, а не способом "скондочка" решить
сразу все свои проблемы и заработать деньги. Думаю, что и вашим
акционерам порядком надоело из года в год слышать о трудностях работы
предприятия вместо получения дивидендов, о которых мечталось на заре
создания акционерного общества.
-- 23 апреля у нас прошло очередное ежегодное собрание, на которое, не
я один это заметил, пришло еще меньше людей, чем в прошлом. Среди
акционеров предприятия немало пенсионеров, бывших работников
предприятия, и они бы, конечно, хотели б получить когда-то обещаемую
денежную прибыль. Но заработать ее в тех условиях, в которых сегодня
осуществляет свою деятельность наше АТП, просто нереально.
Начнем с того, что на городских маршрутах мы уже не являемся
основным перевозчиком пассажиров. Удельный вес наших автобусов в
городе достигает 43%, микроавтобусов и того меньше, всего 17%.
Однако, несмотря на увеличение числа частных перевозчиков,
значительная часть горожан в течение дня по прежнему пользуется
услугами транспорта нашего предприятия на 21 маршруте. За прошедший
год мы перевезли без малого 30 миллионов пассажиров, потому в общем
объеме удельный вес городских перевозок составляет на предприятии
77,4%.
-- На междугородных и пригородных маршрутах вы сохраняете свое
преимущество перед конкурентами?
-- На этих маршрутах наше предприятие остается основным
перевозчиком, но, если оценивать удельный вес этих перевозок в общем
объеме деятельности, то он составляет 11% на пригороде и 11,6% на
межгороде.
-- Зато где уж ваше преимущество точно неоспоримо, так это перевозки
льготных категорий пассажиров. Здесь вам равных, как и конкурентов,
нет...
-- Ваша правда. Для 48 тыс. граждан льготной категории АТП-14313
остается основным перевозчиком. Наши специалисты совместно с
сотрудниками управления труда и социальной защиты населения изучали
на отдельных городских маршрутах пассажиропоток. Оказалось, что 69%
пассажиров, пользующихся автобусами общего и экспрессного режимов,
-- узаконенные льготники. А, к примеру, на 6-ом и 23-м маршрутах
процент льготных пассажиров и того выше, 79.
-- Вот если бы вашему предприятию в таком размере компенсировали бы
убытки от перевозки льготных категорий пассажиров, то акционеры,
наверное, дождались бы наконец своих дивидендов.
-- Не знаю как насчет дивидендов, но работали бы без убытков. В
течение 2001 год из запланированных бюджетом города 1 млн. 200 тыс.
гривен в качестве компенсации убытков от перевозки льготных категорий
пассажиров предприятие получило 143,6 тыс., или 12%. Фактически наше
АТП основную часть расходов взяло на себя и, естественно, понесло
убытки из-за несоответствия тарифов стоимости проезда.
-- Александр Михайлович, горожан обычно интересует вопрос о
количества ваших автобусов на маршрутах, потому что у некоторых
сложилось мнение, что транспорт с трафаретом "частный" заполонил все.
-- Из 184 единиц подвижного состава -- 167 составляют автобусы. Для
работы на городских маршрутах мы приобрели две автомашины "Газель",
а из-за непригодности к дальнейшей эксплуатации списали 18
автомобилей, в их числе -- и 16 автобусов.
С целью сокращения затрат на дорогостоящие импортные запчасти,
которые требуются для тех же "Икарусов", мы переоборудовали их и
устанавливаем силовые агрегаты отечественного производства.
-- Ваше АТП впервые участвовало в проводимом исполкомом конкурсе на
перевозку пассажиров на городских маршрутах. Как вы выдержали
конкуренцию со стороны частных перевозчиков?
-- Мы получили разрешение на 62 автобуса и 20 микроавтобусов для
работы на основных городских маршрутах. К сожалению для нас, все
больше ужесточаются требования, появились строгие ограничения в
количестве подвижного состава на маршрутах.
Из-за нерентабельности предприятие отказалось от работы на 2-м и 8-м
маршрутах "Завод стеклоизделий -- ул. Пушкина" и "Автовокза -- завод
"Коралл".
-- Частные предприниматели -- конкуренты весьма активные, их
интересы, как это можно заметить, распространяются не только на
городские маршруты. Они осуществляют и междугородные перевозки, а уж
о пригородных и говорить нечего. Если прежде в летний сезон в
транспорт для поездки в курортные пригороды народ набивался плотнее,
чем селедки в бочку, то теперь туда можно доехать с максимальным
комфортом. А как вы партнерствуете в остальное время года?
-- Что касается работы на маршрутах, связывающих Керчь с пригородной
пляжной зоной, то наше сотрудничество с частными предпринимателями
очень точно характеризуется одной фразой: их интересы распространяются
на побережье в курортный сезон, зимой обслуживание маршрутов остается
за нами.
В целом же обслуживание пригородных маршрутов практически осталось
прежним. Из-за крайне низкого пассажиропотока и убыточности мы
отказались от обслуживания 71-го маршрута "Керчь -- Марфовка".
Однако расширение сферы деятельности частных предпринимателей заметно
сказывается на обслуживании пригородных маршрутов. Особенно ощущается
влияние частного транспорта на 61-м маршруте "Керчь -- Багерово". В
прошлом году его выполняли один автобус и один микроавтобус нашего
предприятия и 4 "РАФа" частника. Сейчас этот маршрут перегружен
подвижным составом. При наличии 5 "РАФов" АТП частные
предприниматели получили разрешение на работу 5-ти своих
микроавтобусов, в результате чего 4 автобусных рейса отменены.
Частные перевозчики получили разрешение на 65-й и 75-й маршруты "Керчь
-- Юркино" и "Керчь -- Нижне-заморское", а администрация сельского
Ленинского района дала согласие на работу частного транспорта по
маршруту №67 "Керчь -- Заветное".
-- А как на междугородных маршрутах?
-- Там свои трудности. В прошлом году на летний период открывали
сезонные рейсы на Алушту и на Краснодар с ночным временем
отправления. В курортный сезон междугородные рейсы как правило
востребованы пассажирами, зимой ситуация складывается иной. Например, с
января из-за низкого пассажиропотока движение автобуса по маршруту
"Краснодар -- Евпатория" на участке Керчь-Евпатория ограничено.
-- Александр Михайлович, КЕрчь накануне нового курортного сезона.
Чего вы ожидаете от него?
-- Таких же как в прошлом году, положительных результатов работы.
-- Что необходимо вашему предприятию для успешной работы?
-- Взаимопонимание и деловое сотрудничество с руководством города в
вопросах выделения средств для осуществления бесплатной перевозки
льготной категории пассажиров в полном объеме, запланированном
бюджетом, и упорядочение работы частного транспорта.
По материалам керченской прессы.
|